Как попасть в твердый переплет?
Ситуация с этим бизнесомК идеи этой статьи меня подтолкнули руководители типографий, ищущие пути развития своего бизнеса. Понятно, что свободные средства лучше вкладывать в те направления, где конкуренция меньше. Об одной из таких рыночных ниш - производстве книг в твердом переплете (КТП) – и пойдет речь далее. На специализированном оборудовании для изготовления КТП можно производить и другие виды востребованной рынком продукции: прошитые на нитку книги в мягком переплете, разнообразные планшеты, клеенные коробки, папки-скоросшиватели, сувениры и другую продукцию из картона. Прежде чем перейти к технологическим вопросам, коснемся ситуации в стране, связанную с книжным производством.
По данным Министерства Печати, общий тираж книжной продукции в России в 2004 году составлял порядка 730 млн. экземпляров, а количество наименований книг и брошюр - более 80 тысяч. Четверть совокупного тиража книг приходится на четыре крупнейших издательства - АСТ, «Дрофа», «Просвещение» и «ЭКСМО-Пресс». Причем тенденции таковы, что растет доля частного сектора среди издателей, и все большую часть на себя перетягивают мелкие издательства. Такая же ситуация и с полиграфическими предприятиями: если раньше книгами в твердом переплете занимались лишь крупные ФГУПы (Федеральные Государственные Унитарные Предприятия), то сейчас книги печатают все большее число частных типографий. Если в советские времена львиная доля книжной продукции приходилась на научные и учебно-методические издания, то сейчас таковые составляют всего 40% совокупного тиража, а остальное приходится на долю книг и журналов развлекательного характера. Такая продукция более прибыльна и представляет больший интерес для частных типографий. Определенные тенденции происходят и с тиражами изданий. Число наименований выпускаемых книг неуклонно растет, давно превысив рекорды советского времени, тогда как общее количество выпускаемых книг практически остается на месте. Что ведет к существенным снижениям тиражей книг. По данным начальника управления полиграфии Минпечати Евгения Марголина 47% книг имеют тираж до 5 тыс. экз., 36% - от 5 до 10 тыс. экз. и менее 10% - от 10 до 20 тыс. экз.
Все это не может не отражаться на типографиях, выполняющих такие заказы. Страдают и печатные участки (думаю не надо объяснять, что значит для рулонной печати маленькие тиражи) и переплетные производства (переналадки на новый формат и толщину не эффективны на больших поточных линиях). Возникают новые дополнительные требования к полиграфической технике, приходится менять технологию производства книжной продукции. Если говорить о крупных комбинатах, то книгопечатание уходит из столицы: из 12 крупнейших книжных типографий только три «прописаны» в Москве. Конкуренция приводит к сокращению крупных игроков на российском рынке книгоиздания.
Вообще, если говорить о рентабельности в книжном бизнесе, надо сразу сказать, что с этим у больших предприятий и издательств не очень хорошо. Основная доля прибыли попадает к распространителям и книготорговцам. А издатели, которые и так довольствуются малым, вынуждены «душить» типографии, в которых печатают их книги. Последние, в свою очередь, еле-еле сводят концы с концами и не имеют возможности откладывать средства на обновление и поддержание в надлежащем состоянии своего парка оборудования. На российских предприятиях преобладает оборудование 20-25-летней давности (сейчас в базе системы Минпечати стоят на вооружении 690 подобных печатных машин), отработавших по два-три своих ресурса. Разумеется, так не может продолжаться до бесконечности, и классические книги в твердом переплете постепенно вытесняются с прилавков магазинов более простой в изготовлении книжной продукцией в мягких обложках.
К сожалению, этот процесс необратим, так как для создания серьезного производства книг в твердом переплете требуются автоматизированные поточные линии: высокопроизводительные рулонные печатные машины – отечественного (Рыбинский комбинат), индийского (Manugraf, TPH, Grafitek и др.), американского (GOSS) или немецкого (KBA, MAN-Roland) производства плюс автоматизированные переплетные машины Kolbus в сочетании с проклеечными линиями от Zugloch (сейчас они объединены в одну фирму). Либо аналогичное переплетное оборудование от Muller-Martini и проклеечные линии от Smyth. Даже по названиям этих производителей понятно, что инвестиции в подобное производство составят миллионы, а то и десятки миллионов долларов. Думается такие проекты в России в ближайшее время не реализуемы, так как низкая рентабельность многотиражного производства КТП и долгий срок окупаемости охлаждает пыл инвесторов.
Ну вот, скажите вы, начал на здравие - выгодности производства КТП - и уже через два абзаца заканчивает за упокой. На самом деле тут нет противоречий. Производственные мощности по изготовлению КТП падают, количество книг уменьшается, но по законам рынка это должно увеличивать на него спрос. Если ФГУПы загнали себя в патовую ситуацию с распространителями продукции, то это еще не значит, что бизнес по производству КТП не эффективен. Возникла великолепная рыночная ниша для производства книг небольшими тиражами, как правило, размещаемыми в типографиях рекламными агентствами и конечными клиентами. Отсутствие лишних распространителей продукции здесь благотворно сказывается на прибыли типографии. Дополнительным рыночным стимулом для тех, кто решил связать себя с производством КТП и папок-скоросшивателей, является закрытость этого бизнеса. Недостаток информации и бытующее среди многих мнение, что такое производство должно быть очень сложным и изобиловать большим количеством уникальной дорогостоящей техники, сокращает чисто конкурентов в этом сегменте рынка.
На самом деле с оборудованием и технологией все обстоит значительно проще. Ведь, наряду с вышеназванными автоматизированными производственными линиями от Kolbus-Zugloch, Muller-Martini и Smyth, существуют комплексы пооперационного оборудования, размещаемые на площади 70-100 кв.м, на которых можно производить по 200-300 книг в час. Стоимость таких линий в зависимости от степени их автоматизации и производительности может составлять от 100 до 300 тыс. долларов.
Наиболее известные производителей полных комплексов пооперационного оборудования – Schmedt (Германия) и Zechini (Италия). Кроме этого часть технологической цепочки по производству КТП можно заполнить оборудованием от Август-принт (Россия), Purlux (Китай). Учитывая, что автор лучше всего знаком с оборудованием Zechini, дальнейшие примеры построения производственных комплексов будем строить на базе итальянкой техники.
Технология изготовление книг в твердом переплете
Рис 1. Типы книг, выпускаемых в России:
Рис 2. Конструкция книги в твердом переплете №7:
1. Изготовление книжного блока: печать, разрезка, фальцовка, приклейка форзацев к тетрадям (при необходимости), подборка тетрадей, шитье блоков нитками.
2. Обработка книжного блока: прессование блоков, трехсторонняя обрезка блока, кругление корешка, приклейка корешкового материала.
3. Изготовление переплетных крышек: раскрой картона и переплетного материала, нанесение клея на покровной материал, сборка крышек, загибка кантов крышек, каландрирование (прессование) крышек, тиснение, кругление корешка крышки.
4. Изготовление книги: вставка блока в крышку, прессование книги, штриховка, прочее (суперобложка, упаковка).
Теперь раскроем технологию производства КТП немного подробнее.
Печать и фальцовка
Вообще печатать книги лучше всего на рулонной машине, тогда на выходе получаются 10-30 тыс. сфальцованных тетрадей в час. Но раз мы пишем о диверсификации бизнеса в существующей офсетной типографии или организации нового небольшого книжного бизнеса, то говорить о рулонной печати не приходится. В лучшем случае печать будет производиться на листовых офсетных машинах большого или среднего формата. В этом случае, печатные оттиски нуждаются в последующей фальцовке. Фальцевальные аппараты делятся на кассетные (лист складывается за счет ограничения в продольном движения листа, образования складки и протягивания далее листа между валиками) и ножевые (лист складывает за счет проталкивания его между вращающимися ролика вертикально движущимся ножом). Преимущества кассетных фальцовок – высокая скорость работы. Преимущества ножевых секций фальцовок – большая точность работы на толстых материалах. Поэтому оптимальным будет фальцмашина, которая содержит несколько кассетных и одну-две завершающих ножевых секций. Для типографий с офсетной машиной формата А1 (1020х720 мм) необходим четырехмодульный фальцаппарат, для среднеформатных оттисков достаточно трех фальцующих модулей.
Рис. 3. Фальцевальная машина MBO K 760/4KL с паллетным самонакладом
После того как получены все необходимые тетради, они скрепляются в единый книжный блок. Есть несколько способов такого скрепления – шитьем нитками, клеем, проволокой. Но для того, чтобы книги имели хорошую раскрываемость и долговечность, лучше всего подходит шитье нитками. Есть еще относительно новый вид шиться термонитями, когда в линию к фальцаппарату ставится приставка, которая сшивает получившиеся тетради полимерными нитями. Но ввиду высокой цены такого оборудования и необходимости дальнейшего скрепления тетрадей между собой, мы его здесь не будем рассматривать.
Наиболее универсальный и экономичный по используемым расходным материалам, а также наиболее прочные тип скрепления осуществляется на ниткошвейных машинах. Относительно недорогие ручные и полуавтоматические ниткошвейные машины производят фирмы Purlux (SX-01), КиевПолиграфМаш (БНШ-6) и Zechini (Smyth Freccia). Причем последняя модель дороже остальных по цене, но отличается самой высокой надежность и стабильность работы. Кроме этого, только Smyth Freccia работает с любыми типами тетрадей (со шлейфом или без) и производит шитье на марлю и автоматическую проклейку тетрадей.
Рис. 4. Ниткошвейный полуавтомат Smyth Freccia
Подборка тетрадей осуществляется вручную оператором в процессе их загрузки в ниткошвейную машину.Для объемных книг, в целях придания им лучшего внешнего вида и лучшей раскрываемости, книжный блок должен иметь полукруглый профиль. В специализированных машинах кругление осуществляется подвижной колодкой с диапазоном хода 90 градусов.
Рис. 5. Машина для кругления корешка Zechini Saturno
Рис. 6. Проклеечная машина Zechini Record
После сшивки и кругления книжный блок подрезается в трех- или одно-ножевой резальной машине и выдерживается некоторое время в книжном прессе. При необходимости осуществляется приклейка к блоку форзацев и корешкового материала вручную, либо с помощью специализированного оборудования.
Переплетная крышка
Следующим шагом на пути получения книги в твердом переплете, после изготовления блока, является изготовление переплетной крышки. В качестве основы переплета №7 выступают две боковые картонные сторонки и одна корешковая (отстав), на которые наклеивается покровной материал: ламинированная бумага, бумвинил, балакрон или другой синтетический, тканый или кожаный материал. Для раскроя картона и покровного материала может использоваться обычный резак, тигельный пресс или специальная раскроечная машина (см. рис 7).
Рис. 7. Папшер для резки картона Zechini Tagliacartone
Рис. 8. Крышкоделательная машина Zechini Roby Junior
Сборка книги
Итак, в результате вышеназванных операций у нас имеются две детали – книжный блок и переплетная крышка. Сложность данного этапа заключается в том, что одновременно требуется и высокая точность, и прочность скрепления. Есть несколько вариантов его реализации. Автоматическую машина с подачей блока и крышки мы не рассматриваем из-за высокой цены. Наиболее эффективным вложением средств на наш взгляд будет полуавтоматическая машина Zechini Gamma, которая только проклеивает блок по форзацу, а подача крышки и ее центровка производятся вручную. Полуавтомат от Schmedt (Praleg) предполагает меньше ручного труда оператора, но вдвое дороже по цене, и не имеет упоров для фиксации книжного блока в момент проклейки, что иногда вынуждает оператора вручную переклеивать книги.
Рис. 9. Машина для вставки блоков в крышку Zechini Gamma
Рис. 10. Пресс для книг Zechini Special 85
Рис. 11. Штриховальный аппарат Zechini Cimatic
Итак, мы рассмотрели технологические приемы и оборудование для производства книг в твердом переплете. Теперь давайте прикинем величину инвестиций, необходимых для организации такого бизнеса. Предположим, что печатная машина, фальцевальный аппарат и резак в типографии уже есть и не перегружены заказами, а нам необходимо скомплектовать только недостающий участок твердого переплета. В таком варианте набор самого необходимого пооперационного оборудования от Zechini будет следующим: Record (проклейка), Rimbo (загибка клапанов), Ottima (каландрирование), Beta (кругление крышки), Smyth Freccia (шитье нитками), Saturno (кругление блока), Gamma (вставка блока), Special (прессование) и Cimatic (штриховка). Стоимость такого комплекса в Москве составит порядка 160 тыс. долларов, из которых половина придется на ниткошвейную машину. Производительность отдельных машин в этой цепочке различна и составит минимум 100 книг в твердом переплете в час, если ориентироваться по самому медленному звену.
В дальнейшем комплекс можно расширить за счет машин для раскроя покровного материала, пресса для обжима тетрадей, трехсторонней резальной машины, ламинатора, позолотного пресса и др.
Стоимость изготовления переплетных крышек составляет сегодня порядка *** из которых, надо думать, прибыль порядка ***. Таким образом, при односменной загрузке, комплекс можно окупить примерно за *** месяцев. При выходе на двухсменный или круглосуточный рабочий график, срок возврата затрат будет и того меньше.
Цель этих расчетов просто показать ориентир рентабельности бизнеса. В расчетах, конечно, не учитывались расходы на аренду, персонал и другие затратные статьи. Более того, в расчете не было задействовано все оборудование, участвующее в процессе: печатная машина, резальная машина и фальцаппарат.
Но с другой стороны, мы не учитывали и дополнительную прибыль, которую может приносить ниткошвейная машина, работая «на сторону», например на изготовление толстых книг в мягком переплете. Это оборудование само по себе является знаковым и может дополнительно привлечь заказы в типографию. Ведь далеко не каждое предприятие предлагает услуги по производству высококачественных книг и брошюр с прошивкой блоков нитками. Под это дело можно загрузить дополнительными заказами и остальные участки типографии: например взяться за изготовление дорогостоящих высококачественных альбомов или банковских отчетов для крупных фирм.
Кроме книг в твердом переплете и сшивки блоков для брошюр, данный комплект можно использовать для производства записных книжек и блокнотов, различных папок, игровых досок, планшетов, картонных коробок, оклеенных бумагой, и другой продукции, востребованной в своем сегменте. Такие вещи производит мало фирм и, следовательно, здесь можно ожидать хорошие нормы прибыли. Чтобы увеличить производительность в этом сегменте, в дальнейшем можно дополнить вышеприведенный комплекс оборудованием для изготовления алфавитных индексов, установки пикколо (отверстий с металлическим армированием), биговки корешка и приклепки кольцевого механизма папок-скоросшивателей.
В заключении, хочется еще раз повториться, что производство книг в твердом переплете не такой уж дорогой и сложный процесс, как его «малюют». При недостатке средств можно вступать в этот бизнес постепенно, купив на первом этапе только самые необходимые единицы пооперационного оборудования и заменять остальное ручным трудом. И по мере развития бизнеса докупать недостающее оборудование. Итальянская техника Zechini, приведенная здесь в качестве примера, является универсальной. С его помощью можно выпускать как «бюджетные книги» на потоке, так и высококачественные иллюстрированные издания в штучных количествах. Оно достаточно хорошо себя зарекомендовало во многих типографиях России.
Более подробную информацию относительно оборудования для изготовления книг в твердом переплете можно получить в компании «Вариант», официального поставщика Zechini в России и Украине.