Вводное обучение персонала

В предыдущей статье говорилось о встречающихся ошибках в процессе вводного обучения персонала на новом полиграфическом оборудовании. Сейчас же речь пойдет о том, как лучше их избежать. К началу обучения в помещении должны быть выполнены следующие условия:
  • закончены ремонтные и отделочные работы;
  • не должны проводиться никакие другие работы и не должны присутствовать лица, не участвующие в обучении;
  • температура должна быть в пределах +17 - +25 С;
  • относительная влажность в пределах 40 - 80%;
  • должно быть хорошее общее освещение (мощность верхних светильников дневного света не менее 15 Вт на 1 кв. м площади помещения);
  • машина должна быть полностью отрегулирована и проверена инструктором;
  • обучаемые должны быть освобождены от других работ;
  • размер учебного тиража должен быть не менее 1000 листов;
  • в достаточном количестве должны быть заготовлены расходные материалы и бумага заранее оговоренных с инструктором сортов.

Для начала руководитель типографии должен решить, за что он платит: за процесс или за результат? Первое – удобно для составления и контроля исполнения договора, но непонятно чему научиться сотрудник. Второе сложно формализовать, но должно гарантировать результат обучения. Поэтому на этапе согласования контракта должны быть сформулировано, что считать результатом, в каком объеме проводится обучение и как принимается работа.

В большинстве случаев в своей работе мы используем следующий подход. Программа обучения строится на руководстве оператора, которым в обязательном порядке снабжена любая печатная машина, то есть в том объеме, который сам производитель считает достаточным для работы на ней. В ходе обучения инструктор руководствуется так называемым «контрольным листом» - подробным перечнем вопросов, которые он обязан объяснить печатнику и разобрать на практике. Каждый пункт инструктор разбирает с печатником столько времени, сколько тому требуется для полного уяснения. Когда у печатника иссякают вопросы по данному пункту, он должен подписаться под этой строчкой. И так по всей программе обучения.

Программа должна включать:

  • Практикум по всем настройкам машины, как они описаны в руководстве;
  • Практикум печати на специально подготовленных формах, позволяющих отдельно потренироваться в совмещении, регулировке баланса, регулировке цвета, многократных прогонах и т.п. Для этого не годятся фотоформы реальных тиражей заказчика, потому что на них могут встретиться сразу все проблемы, или, наоборот, одна побочная, которая оттянет на себя все время и внимание;
  • Разбор сложных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе работы (броски бумаги, эмульгирование краски, тенение, марашки и т.п.) и рекомендации по их преодолению.

Для этих целей должно быть подготовлено достаточное количество бумаги и расходных материалов. Для экономии можно один и тот же лист гонять по несколько раз, по-разному его ориентируя. И лишь в конце обучения можно отпечатать показательный тираж, который покажет способности печатника. Такой тираж печатается с двумя простыми целями: во-первых, дать возможность печатнику самому выполнить работу от начала до конца в присутствии инструктора и, во-вторых, зафиксировать факт, что после вводного обучения данный печатник на данной машине может самостоятельно печатать вот с таким качеством.

Нужно чутко подходить к подбору картинки для этой печати. Типография связывает с первым самостоятельным тиражом большие надежды. Директор готов с его помощью утереть носы конкурентам, новоиспеченные печатники - показать свое творение домашним. Поэтому, желательно выбрать картинку, которая не «упадет» из-за небольшого нарушения приладки или неравномерности краски. Однако красивые оттиски - только побочная цель учебной печати.

Главное - дать возможность печатнику приноровиться к машине и попрактиковаться в основных элементах процесса печати: настройка на формат, приладка, регулировка краски, поддержание баланса, печать в несколько прогонов, печать с оборотом. И лучше, если он сразу будет учиться делать это грамотно, по-современному, с использованием и визуальных, и аппаратных средств контроля. Поэтому учебные формы обязательно должны содержать достаточное количество приводочных меток и полный набор технологических полей: для замера плотностей красок денситометром, для контроля растискивания, баланса серого, индикаторы двоения и скольжения, поля контроля формного процесса: Очень важно, чтобы инструктор на практике показал и объяснил, для чего служит каждое поле, как оно работает и как пользоваться шкалами. Печатники очень консервативны и если при вводном обучении им показали, что контролировать плотность краски можно по смазыванию ее пальцем, они так и будут годами ее смазывать, несмотря на наличие денситометра.