Тестирование офсетной машины

В предыдущей статье мы говорили об обучении персонала. Продолжая обратный хронологический порядок ввода печатного оборудования в эксплуатацию, сейчас поговорим о тестировании офсетной печатной машины.

Независимо от того, устанавливается новая или восстановленная машина, сразу после монтажа и пусконаладочных работ, непосредственно перед началом обучения персонала типографии, оборудование должно пройти функциональные тесты. Такие тесты должны провести специалисты фирмы-поставщика, если машина поставлялась по договору с пуско-наладочными работами, или технические специалисты типографии, если машина покупалась, как есть. Во второй случае тестирование часто проводиться еще на территории продавца, еще до момента покупки.

После тестов машина должна вернуться на доводку (дальнейшую отладку и юстировку механизмов), либо пройти в следующий этап инсталляции – обучение персонала и ввод ее в эксплуатацию.

Итак, на что следует обратить внимание в этом процессе:

1. Внешний осмотр машины и дефектация узлов

Если речь идет о покупке б/у машины, внимательно осмотрите ее состояние. Обратите внимание на год выпуска, пробег и серийный номер машины. Если табличка с годом выпуска отсутствует или есть сомнение в его правильности, всегда можно уточнить его значение по серийному номеру машины. Номер же, как и у автомобиля, можно узнать не только со штатной таблички, но и на других местах печатной машины. Например, у японских машин Ryobi на формных и офсетных цилиндрах, и даже на технической документации, сопровождающей машину.

Проверьте поверхность печатных и офсетных цилиндров, состояние резиновых и рилсановых валиков, быстроизнашивающихся компонентов (присосок, ремней, фильтров и т.п.), комплектность необходимых инструментов и аксессуаров (офсетных полотен, порошковой сушки, рециркулятора увлажняющего раствора, перфоратора форм). Послушайте и обратите на вибрацию машины на медленных и быстрых оборотах.

Резиновые валики, как наиболее часто изнашивающиеся и ответственные детали, должны быть проверены на точность диаметров, цилиндричность и состояние поверхности (глянец, царапины и других дефекты), соответствие твердости по Шору.

2. Тесты совмещения и состояния машины

Существует много мнений о тестировании качества печати машины и часть из них порождается представителями фирм-продавцов оборудования, чтобы облегчить себе работу по сдаче оборудования. Для проверки функциональности машины, нет необходимости печатать какие-то сложные тестовые полосы с множеством контрольных шкал и элементов.

Можете мне поверить, что наиболее трудными для любой машины является не такая “пестрящая тестовая полоса” и уж конечно не изображение девушки в купальнике на полный формат, а невзрачная сетка из тонких линий или равномерный фон из 40-70 процентной плашки.

Проверка совмещения и состояния бумагопроводящего тракта машины проверяется с помощью сетки, образованной из взаимно перпендикулярных линии толщиной 0,1 pt с шагом 10 мм на весь лист. Тест рекомендуется выполнить на разных видах бумаг: этикеточная 70-80 г./кв.м., глянцевая мелованной 130-150 г./кв.м., картон 0.4 - 0.6 мм (в зависимости от возможности машины). В процессе надо проверить отдельно совмещение между разными секциями, а также секций на себя с помощью повторных прогонов бумаги.

В результате, исправная техника должна демонстрировать точность совмещение в пределах 0.1 – 0.2 мм по всему печатному полю, за исключением несовмещения, вызванного деформацией тонкой бумаги (70-115) в поперечном направлении. Такую деформацию можно диагностировать прогоном бумаги с подачей увлажнения, но без краски, после чего несовмещение должно существенно уменьшиться или исчезнуть.

Проверка состояния валиков и цилиндров осуществляется с помощью печати плашки «по-сухому» на весь лист на глянцевой или матовой мелованной бумаге 115-150 г. с первоначальной установкой давления на бумагу «по номиналу» и постепенным уменьшением ее до нуля. При этом раскат должен быть ровным, без проблемных зон при номинальном давлении и насыщенность плашки должна снижаться одинаково по всему листу с уменьшением давления натиска.

Для проверки системы увлажнения, а также проверки красочной системы на подавление шаблонирования используют плашку «по-сырому» на весь лист с вырезом в отдельном участке.

3. Общий тест качества печати

Общий тест выполняется с помощью печати серой полноцветной плашки. На этом этапе проверяется равномерность раската, дробление точек, совмещение, красковосприятие (треппинг), растискивание и др. технические параметры машины. Для этого теста лучше взять простую мелованную бумагу 115-150 г., чтобы не отвлекаться на посторонние моменты.

Критерии печати здесь должны быть следующими:

  • раскат краски должен быть равномерным по всей площади листа при одинаковом значении открывания красочных ножей (разница не более 0,1 единиц оптической плотности);
  • не должно быть полошения;
  • не должно быть дробления, проскальзывания и т.п.;
  • не должно быть затягивания растра;
  • не должно быть несовмещения;
  • не должно быть шаблонирования;
  • растискивание должно соответствовать стандартам листовой офсетной печати (не более 16% на 40% и не более 10% на 80%) и быть одинаковым (отличие не более 3%) по всем секциям.

Для полной проверки растискивания, и запоминания настроек печатной машины для специалистов допечатной подготовки, можно произвести печать «полиграфического клина» на каждой секции машины с помощью растровых полос от 2% до 98%, с шагом в 1% диапазоне до 10 и после 90% и шагом 10% в середине спектра.

В заключении же своего очерка хочу предостеречь новых обладателей оборудования от слишком придирчивого отношения к оборудованию. Иногда лучше руководствоваться требованиями здравого смысла, а не жесткими нормативами и стандартами, не обязательными для повседневной работы машины. Перефразируя слова известной поговорки: «Не стреляйте в инженера, он делать только то, что умеет». Если же задачи перед оборудованиям будут на самом деле серьезны – задумайтесь о возможностях сервиса поставщика до заключения с ним контракта. Политика «выжимания поставщика и его сервисной службы» хороша только с сиюминутной точки зрения. Подумайте о том, с каким настроением такой поставщик будет осуществлять дальнейшее гарантийное и сервисное обслуживание вашей техники.